Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем
дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства
массовой информации узнают о разных профессиях. Знакомство дошкольников с
профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и
кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт
профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Что
родители могут рассказать ребенку о профессии Семья – это то, пространство, где
формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из
нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не
ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части
собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения,
то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую
связана с работой, и наоборот. Родители воспитанников являются «живым»
профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это
естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их
воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с
необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде
всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений
художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего
увиденного и услышанного. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той
информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная
профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает.
Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал
выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач
помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые
рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные
рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление. Не
стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предлагаю родителям
совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т. д. с целью
общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного
общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его
профессии.