суббота, 25 января 2020 г.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников (Выступление на педагогическом совете)


Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников. 





Любая сказка (народная или авторская русская народна либо сказка народов мира) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»
Сказка занимает особое место в жизни ребенка.
Потребность в ней сохраняется на многие годы.
У сказок множество функций:
 Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

· Пробуждает фантазию, творческую активность;

· Способствует пониманию внутреннего мира людей;

· Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

· Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

· Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

· Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

· Сказки, отражающие труд людей;

· Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;

· Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;

· Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Сказки отражающие труд людей:

· «Терем – теремок»

· «Хаврошечка»

· «Морозко»

· «Мужик и медведь»

· А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

· К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

· К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

· Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

· А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

· К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде: слайд 6

· Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»

· А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

· К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

· К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

· Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

· В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:слайд 6

· К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

· Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

· Народные сказки «Лиса и козёл»

· Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

· Ш. Перро «Кот в сапогах»

· С. Михайлов «Как старик корову продавал»

сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»· С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.
Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.
Пословицы и поговорки о деньгах показывают поведение людей, попавших под влияние денег. При этом люди меняются как в худшую, так и в лучшую сторону. Деньги разделяют людей на богатых и бедных.
Из пословиц мы узнаём отношение к деньгам тех и других. Пословицы и поговорки о деньгах делятся на две части. В одной пословицы учат копить деньги, беречь богатство, правильно обращаться с деньгами, использовать их на своё благо и благо общества.
Во второй собраны пословицы, рассказывающие о вреде денег и пагубных последствиях при неверном восприятии накопительства: деньги несут отрицательную энергетику, заставляют людей думать о них, волноваться об их количестве.
Пословицы и поговорки способствуют воспитанию уважению к труду, трудолюбию, расчетливости, бережливости. Пословицы и поговорки способствуют формированию человека – хозяина, а это основной результат экономического воспитания.
Вывод: при помощи сказок дети легко, ненавязчиво в игровой форме знакомятся с основами экономики . знакомятся со сложными терминами, учатся понимать новые для них понятиями. Таким образом, сказка является эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей.